Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

Беседы об Истине

 

Беседы об Истине

Обучение без осуждения

 

Еще одна заметная помеха обучению в школе жизни - это догматичное мышление. В данном случае, речь не обязательно идет о религиозных догмах. Догмой может считаться любая авторитарная идея, не допускающая отклонений или сомнений. Когда человек стремится подогнать свою жизнь к некоей идее, эта идея становится фильтром, через который к нему проходит только "одобренная" информация. Объективность восприятия исчезает.

 

К числу авторитарных идей относятся расхожие представления о "добре и зле". И хотя разговоры о "добре и зле" в последнее время отчасти вышли из моды, их с успехом заменяют разговоры о "позитиве и негативе". Безусловно, понятия добра и зла играют важную роль на определенном этапе становления личности. Но, становясь мудрее, человек должен осознавать, что он не имеет дела с абсолютными и диаметрально противоположными категориями. Так называемое добро и так называемое зло - части единой и неделимой ткани жизни. Они тесно переплетены и взаимно проникают друг в друга. Они немыслимы друг без друга.

 

"Противоположности идентичны по природе, но различны в степени", - утверждает древняя мудрость.

 

Все сказанное выше имеет непосредственное отношение к познанию. С точки зрения человека, который убежден в существовании зла, зло - это то, что необходимо искоренять, истреблять, изгонять и отвергать. Компромисс со "злом" невозможен, диалог - тем более.

 

Это значит, человек не берет на себя труд внимательно и вдумчиво изучить то, что он называет "злом". Он смотрит на "зло" брезгливо и с отвращением, а то и с ужасом - и это значит, что его видение будет поверхностным и искаженным. Проявляя необъективность, он ничему не сможет научиться у "зла".

 

Как ни странно, то же самое можно сказать и о "добре". Когда мы уделяем внимание тому, что считаем "добром", мы часто бываем пристрастны. Наша цель - не трезвый взгляд на природу этого явления, а его апологетика, защита (пусть даже в наших собственных глазах).

 

Если некая идея для нас - не рабочий инструмент познания мира, а нечто священное или смыслообразующее, эта идея неизбежно делает нас предвзятыми и ограничивает нашу способность учиться в школе жизни.

 

"Но как вы не понимаете, эта идея - смысл моей жизни и самое дорогое, что у меня есть! Я живу и дышу только ради нее!"

Возвышенность и благородство этих слов - обманчивы. Почему мы должны жить ради какой-то идеи, а не ради самой жизни? Почему в жизни должен быть какой-то особый смысл, кроме самой жизни? Откуда в нас берется желание вычленять что-то из единого потока жизни, противопоставляя всему остальному?

 

Все идеи обладают смыслом и ценностью в определенном контексте, для определенных людей и на определенном этапе их развития. Но жизнь непрестанно ведет нас вперед - к более глубоким, сложным и всеобъемлющим идеям. Каким образом? Она показывает нам новые грани реальности. Она бросает вызов тому, в чем мы убеждены сейчас. Она будит в нас сомнения и вопросы.

 

Все это имеет непосредственное отношение к нашей повседневной жизни. Чем больше мы судим людей и обстоятельства, с которыми сталкиваемся - тем меньше у нас возможности понять, для чего они пришли в нашу жизнь. Чем больше мы судим свои мысли, чувства, желания и наклонности - тем меньше у нас возможности понять самих себя. Если мы хотим чему-либо научиться, нам необходимо отказаться от осуждения.

Многие люди привыкли осуждать всю свою жизнь - и разработали стройные теории, почему нужно поступать именно так. Вряд ли им будет просто переменить отношение ко всему, что вызывает у них сейчас ненависть или страх. Начать можно с малого - не раскручивать маховик осуждающих мыслей всякий раз, когда они приходят в голову, а отнестись к ним внимательно и спокойно: "Почему я осуждаю? Возможна ли другая реакция? Что, если я в чем-то ошибаюсь?"

Если мы поступим подобным образом, перед нами постепенно раскроются новые горизонты понимания - и наш привычный мир преобразится.

 

© Андрей Яшурин, 2008, yashurin@gmail.com


____________________________________________________________

 

 

Спокойствие и внимательность

 

Когда в нашей жизни происходят неожиданные события, мы иногда чувствуем себя ошеломленными и потерянными. Желая поскорее выбраться из положения, в котором оказались, мы совершаем резкие и необдуманные поступки. Мы готовы ухватиться за любую соломинку, поверить во что угодно. Но разве это - единственно возможное поведение? Конечно, нет.

 

Многие люди считают, что есть однозначная связь между стимулом и реакцией, что некий факт обязательно должен вызывать определенное чувство. Они реагируют, не думая. Однако, значительная часть наших реакций - это просто ментальные привычки, закрепленные многократным повторением. Осознав это, мы можем сформировать новые, более полезные для нас привычки и модели поведения. В этом и состоит основной урок жизненных переживаний, с которыми мы сталкиваемся.

 

События не приносят нам истину извне - они помогают открыть ту истину, которая уже обитает в нас. Внешний мир служит катализатором внутренних процессов.

 

Как извлечь пользу от всего, что с нами происходит? Оставаясь спокойными и внимательными. Смотря на свое окружение и внутрь себя без осуждения и без желания защитить, по возможности отрешившись от навязчивых желаний и предвзятых идей о том, как устроен мир. Желания и идеи хороши на своем месте - но если мы возводим их на пьедестал, они начинают искажать наше восприятие. Мы начинаем видеть не то, что есть, а то, что хотим увидеть и что подтверждает наши взгляды. Опыт также не стоит переоценивать. Поток жизни движется вперед - к новым берегам, которые могут значительно отличаться от всего, что нам было знакомо в прошлом.

 

Спокойствие и внимательность позволяют увидеть каждую ситуацию целостно, в контексте всей нашей жизни - и универсальной жизни. Трезво оценивая масштаб проблемы, мы не будем уделять лишнего внимания тому, что этого внимания не заслуживает. Мы продолжим движение к цели, не отвлекаясь и не останавливаясь на полпути.

 

Спокойный человек не делает скоропалительных выводов и избегает поспешных решений. Он знает, что первоначальных сведений может быть недостаточно - информация должна накопиться прежде, чем выстроится в логическую цепочку. Он видит перед собой широкое поле возможных реакций, и поэтому избегает стереотипного поведения.

 

Что касается конкретных обстоятельств, в которых происходит наше становление, общих рецептов поведения не существует. Они различны для конкретных людей и ситуаций - но внимательное наблюдение за нашим внутренним миром всегда подскажет, что более всего необходимо на данный момент.

 

Во многих случаях, для изменения ситуации к лучшему требуется точная настройка нашего сознания, а не грубое вмешательство извне. Внешнее - проекция внутреннего. Возможно, один из важнейших уроков школы жизни - в том, что жизнь не просто "происходит" с нами. Мы сами создаем ее. Если нынешнее состояние жизни не вполне устраивает нас, мы можем измениться сами, и, в дальнейшем, изменить наше окружение. Выбирая мысли, мы выбираем свою судьбу.

 

© Андрей Яшурин, 2008.

 

 

____________________________________________________________

Уроки радости

 

В одном из комментариев к этому циклу статей меня спросили, возможно ли развитие через радость. Нам стоит подробней остановиться на этом - особенно если учесть что большинство авторов, как сговорившись, только и делают что твердят о ценности страданий. Отчего возник такой перекос?

 

 Думаю, причина - в потребности большинства людей найти разумное объяснение болезненным переживаниям. Опыт радости ценен для нас сам по себе. Когда он приходит, мы не терзаемся мучительными вопросами "почему", не стремимся всеми силами избавиться от него. Мы принимаем его, а часто - привязываемся к нему и безуспешно пытаемся удержать. Но мы редко задумываемся о его смысле.

 

Есть большой спектр радостных переживаний - от чувственного наслаждения до мистического экстаза. Некоторые люди разделяют эти переживания на классы, называют одни из них "высшими", другие "низшими", одни "достойными", другие "недостойными". Но стоит ли вообще этим заниматься? Если мы пытаемся измерить наше переживание по некоей шкале, если мы постоянно судим, насколько оно оправдано и допустимо - мы не сосредоточены на этом переживании в полной мере. Мы не принимаем его как дар Вселенной. Таким образом, мы не можем осознать тот урок, который оно в себе несет.

 

Упрощенно говоря, есть два взгляда на радость.

Согласно первому, радость невозможна без скорби, они - две стороны одной медали. Жизнь - это процесс постоянных колебаний от радости к страданиям и наоборот. Если мы слишком долго радовались в последнее время, где-то за поворотом нас ожидает горе. Хотя аргументы в пользу этой теории порой звучат убедительно, она не делает нас мудрее. В самом деле, если радость и скорбь "случаются" с нами помимо нашей воли, нет никакого смысла культивировать радость и пытаться понять природу наших радостных переживаний.

 

Есть и другая точка зрения. Радость - это естественное и нормальное состояние, в то время как скорбь - уклонение от нормы.

Радость и скорбь похожи на тьму и свет. Тьма не обладает собственной природой и отдельным существованием, тьма - это просто недостаток света в том месте, куда свету закрывают доступ. Когда преграды устраняются, тьма исчезает.

 

Радость - это не просто реакция на радостные и приятные переживания. В своей сути, радость - это обитающая в человеке энергия. Такая радость пробуждается глубоко в душе и не обязательно сопровождается бурными эмоциями. Если дать ей свободу, она сформирует в нас состояние сознания, которое будет притягивать радостные переживания.

 

Понаблюдав за собой в те моменты, когда переживаем радость, мы поймем, что радость неразрывно связана с гармонией - внутри нас самих и в нашем окружении. Устранив внутреннюю дисгармонию, мы переживем радость больше, чем когда-либо раньше.

 

Итак, радость может служить индикатором - подобно указателю на приборной панели. Она помогает нам определить, насколько гармонично наше внутреннее состояние, и внести необходимые коррективы.

Если радость - это энергия, то для настоящей радости не нужны внешние причины. Когда человек не умеет радоваться без причины, это показывает, что ему еще предстоит пройти большой путь для достижения внутренней гармонии.

 

Настоящей радости чужда привязанность к конкретным переживаниям. Двигаясь в потоке жизни, мы неизбежно уходим от одних переживаний и приходим к другим. И часто случается так, что не понимающий этого человек просто придумывает себе страдание из-за того, что былая радость ушла за горизонт, а войти в живую радость настоящего он не умеет - по причине привязанности к прошлому. 

 

Радость - это энергия, пробуждающая другие силы нашего бытия. Она вдохновляет нас и ведет к новым свершениям. Лучшее, что мы можем сделать с нашей радостью - преобразовать ее в творческую активность.

 

Проблема многих людей - в том, что они не умеют, да и просто боятся радоваться. Они живут в плену ложных идей о том, что в страданиях есть нечто благородное, что по-настоящему развитый человек должен страдать, или, по крайней мере, ощущать постоянное неудовольствие от того, что живет в "несовершенном" мире. И если сам он не страдает, то должен помышлять о страданиях других и чувствовать свою вину перед ними. Насколько это оправдано? Если радость - это энергия, то добровольно лишающий себя радости человек лишает себя силы - в том числе и для того, чтобы сделать окружающий мир лучше. Если "страдалец" и делает нечто полезное, то не благодаря, а вопреки своему ментальному настрою.

 

Мир не станет светлее, если люди и дальше будут прятать свою радость в угоду условностям, поддаваясь чувствам вины и стыда. Если они позволят энергиям своего бытия течь свободно, это приведет к значительным переменам в них самих - и во всем их окружении.

 

© Андрей Яшурин, 2008 mailto:yashurin@gmail.com?subject=Письмо+автору+рассылки+Беседы+об+Истине - yashurin@gmail.com


____________________________________________________________

Внутри и снаружи

 

"Как вверху, так и внизу, как внутри, так и снаружи". Эта древняя мудрость - один из важнейших ключей к пониманию. По мере нашего обучения в школе жизни нам становится ясно, что процесс познания внешнего мира невозможно отделить от процесса познания внутреннего мира.

То, что мы видим вне себя, отражает то, что есть внутри нас.
То, что мы видим внутри нас, находит воплощение во внешнем окружении.

Если некий человек рассуждает о том, какой он белый и пушистый, называя себя эталоном добродетелей - но что ему на пути постоянно попадаются злые и коварные люди, которые делают пакости, вредят и ставят палки в колеса, его наивность выглядит смешной. Корни всех внешних препятствий, с которыми мы сталкиваемся, следует искать внутри нас - даже если мы стыдимся или боимся в этом признаться. Мы должны принять полную ответственность за свою жизнь - и чем раньше это произойдет, чем лучше.

 

Ответственный человек не ищет виновников своих неудач. Он знает, что так называемые враги - это всего лишь проекция темной стороны личности на внешнее окружение. Он учится принимать эту темную сторону и работать с ней, а не загонять ее в глубины подсознания.

Хотите ли вы понять, в каком состоянии ваше сознание? В этом нет никакой тайны. Посмотрите на внешнее окружение, в котором вы находитесь.

Безусловно, во внешнем и во внутреннем мире есть определенная динамика, которую следует учитывать. Наша жизнь не всегда бывает гладкой, в ней бывают спады. Но человек с положительным настроем проходит период временного кризиса быстро, с минимальными потерями - чтобы затем подняться выше, чем раньше.

Каким образом этот принцип соответствия ("как внутри, так и снаружи") применим на практике?

 

Допустим, некий человек раздражает вас. Первый шаг в этой ситуации - понять, что чувство раздражения субъективно, что оно не является неизбежной реакцией на его слова или действия. При желании, мы можем взглянуть на этого человека без раздражения, пристально и внимательно.

 

От "неприятных" людей не следует убегать или отгораживаться глухой стеной. Если это и поможет, то лишь на короткое время - от самих себя мы никуда не убежим. На следующем этапе нашей жизни, мы неизбежно столкнемся с проблемами похожего характера.

 

Зададимся вопросом: что именно раздражает нас в этом человеке? Попробуем как можно подробнее описать свои чувства - и сразу же переключим внимание на наш внутренний мир. Где находится подавленная часть нашей личности с похожими неприятными характеристиками? Найдем ее и понаблюдаем за ней.

 

Мы отвергаем во внешнем мире все то, что подавляем и отвергаем в себе. Некоторым людям кажется, что подавление - единственно правильное обращение с нашей "тенью", потому что если дать ей свободу, она полностью подчинит себе нашу личность. Но это, к счастью, не так. Процесс наблюдения одновременно есть процесс изменения. Принять себя - безусловно, без осуждения и привязанности к конкретным результатам - это значит изменить себя. Точно так же, принять ситуацию - это значит изменить ситуацию.

 

Принятие устраняет внутреннее разделение и напряжение, которое оно создавало. Когда все силы нашего бытия соединяются вместе, так называемая "тень" перестает быть деструктивной. Мы заново открываем, что в нас нет природного зла - а так называемое зло было результатом нарушения равновесия. Сейчас, когда это равновесие восстановлено, мы начинаем творить для себя новые обстоятельства, отражающие нашу внутреннюю целостность.

 

© Андрей Яшурин, 2008
____________________________________________________________