Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

Б


Бдительность (vigilance)

Мысленная установка быть постоянно начеку и настороже, ожидая угрозы в особенности. Бдительность может существовать лишь в расщеплённом разуме, в котором каждая половина является угрозой для другой.
1.​ «Эго на редкость бдительно ко всему, что оно пропускает в сознание...» (Т-4.V.1:3) Сейчас мы постоянно тренируемся быть бдительными от лица нашего эго.
2.​ Святой Дух тоже проявляет максимальную бдительность, и мы должны учиться быть бдительными от Его лица. Нам надо тренироваться быть внимательными ко всем соблазнам мыслить вместе с эго (смотри «ответ на искушение») и позволить в нашем разуме существовать лишь тому, что Бог поместил туда. Таким образом мы выйдем за пределы расщеплённого разума и, следовательно, за пределы бдительности.
Смотри Т-6.V(C), Т-7.VI.


Безумие (insanity)

Обычно:
Неуравновешенное состояние ума, при котором человек потерял связь с реальностью и ушёл в свой личный бессмысленный и беспорядочный мир.
КЧ:
Состояние каждого человека в мире, верящего в мыслительную систему эго, и из-за этого потерявшего связь с истинной реальностью и ушедшего в свой личный бессмысленный мир. В этом состоянии ты полностью изолирован и считаешь себя кем-то другим, боишься любви и любишь страх, слышишь и видишь призрачные фигуры, которых здесь нет; ты видишь лишь проекции своего расщеплённого разума, куда бы ты ни посмотрел (смотри Т-13.V.6), и веришь, что твои магические желания уничтожили Волю Бога. Эго основано на безумных идеях греха, гнева, атаки, вины, защиты, жертвы, наказания, страха и смерти (смотри Уч-чII.12.2). Мир — это проекция этого безумия (смотри Т-14.I.2:4-7). С перспективы эго, Бог и Его Любовь, покой и радость безумны. Оно пытается убедить тебя, что Он создал этот безумный мир и потому Он сам безумен. Зная, что сам ты не выберешься (поскольку ты безумен) Бог ответил на сумасшествие эго разумным Ответом, Святым Духом. Святой Дух — это отправная точка, из которой ты можешь оглянуться на сумасшествие и увидеть его безумным (смотри Т-13.III.6-10). Он подарит тебе здравый смысл, лекарство от безумия, которое возвращает отчасти нормальных в полный рассудок (смотри Т-21.V.8:8).

Благодарность (gratitude)

Признательность за полученное благо. Подходящий ответ реальности и её дарам. Важнейший аспект любви, приносящий радость и тем, кто её выражает, и тем, кто её принимает.
1. Состояние на Небесах, песнь Небес, которую мы поем Богу в благодарность за наше сотворение, и которую Он поёт нам в благодарность за то, что мы являемся его частью.
2. Здесь на Земле это подходящий ответ Богу, Святому Духу или Иисусу, который им не нужен, но нужен нам.
3. Наш надлежащий ответ братьям за то, кем они являются, независимо от их поведения (Т-12.I.6:2)
4. Ответ нам от тех, кого мы исцеляем, с которым наше исцеление возвращается к нам (смотри "свидетель")
5. Ответ Бога, Святого Духа или Иисуса нам за то, что мы позволяем им спасти наши разумы и помогаем им спасти мир. 
6. Под воздействием эго мы благодарны, когда другие жертвуют ради нас, и когда мы лучше других. И мы требуем благодарности от других, под угрозой того, что заберём свои дары им. 
Смотри Уч-ч.I.195, Уч-ч.I.197

Бог (God)

Коренное значение:
Всевышний, Творец, Отец и Мать, Источник всего сущего и Цель всех желаний.
Христианское значение:
Творец этого мира, Тот, Кто любит своих детей, но Чья справедливость требует, чтобы Он наказывал их за грехи, когда они отворачиваются от него, и Тот, Кто послал своего Сына умирать за их грехи.
КЧ:
Безмерный вечный Разум или Дух, который творит лишь нематериальные души, подобные Ему и единые с Ним, и Тот, Кто является чистой Любовью, без тени гнева или атаки (смотри Т-29.I.1:5). Бог не имеет пола (смотри «Он»), индивидуальности, формы (смотри Т-18.VIII.1:7) и границ. Но в каком-то смысле Он субъект, поскольку у Него есть Мысли, Воля и осознанность, и Он чувствует Любовь, покой и радость. Однако, в отличие от человеческих способностей и эмоций, это вечные внеформенные реалии, неизменяемые никогда (смотри «Мысли Божьи»). Бог только отдаёт и не утаивает ничего. Его дети — это Его радость, и Он желает им только счастья. Каждому Он даёт одни и те же дары: всю Его Любовь, всего Себя. Таким образом Он творит, отдавая Себя (смотри «творение»). Его творения получают свои жизни, свою поддержку и радость от Него. Божья воля слишком могущественна, чтобы иметь какие-либо противоположности или преграды. Следовательно, Его законы не могут быть нарушены. Когда казалось, что Его дети нападают на Него и опускаются до греха и зла (смотри «разделение»), Он не отвечал им тем же, Он знал, что они лишь уснули в Его Разуме, хотя Он не знал и не понимал, что за сон им снится, и кем они вообразили себя во сне. Вместо возмездия Он дал им Свой Ответ, Святого Духа, чтобы тот привёл их домой. Между тем Он ждёт их с Распростёртыми Объятиями, очень желая их возвращения. Он не прячется, Он полностью доступен. Его можно познать с помощью непосредственного опыта, называемого «откровение». Когда Его дети исцеляют свои разумы и прощаются со всем страхом перед Ним, Он спускается к ним и Сам поднимает их домой (смотри «последний шаг»).

«Божий Сын невиновен» ("God's Son is guiltless")

Резюме послания Курса, сделанное им самим, фраза, которую он называет центральной темой универсального курса (Р-1.3:5), единственная весть, данная всем учителям Божьим (Т-14.V.2.1) и единственное суждение Святого Духа (Р-10.2:9). Оно означает, что прощение всегда безусловно заслужено. Даже если кажется, что каждый виновен в том, что покинул Бога и нападал на своих братьев, греха не произошло, а в этом - доказательство отсутствия вины. Таким образом, каждый человек всё ещё часть единого Сына Божьего, един с Богом и с каждым другим человеком, в сохранности Его превосходного Царства. 
Смотри "Сын Божий". Смотри Т-31.I.7:8

Болезнь (sickness)

1.​ Болезнь разума. Это безумие, умственное недомогание, ложное мышление, то состояние ума, при котором он верит в разделение.
2.​ Физическая болезнь, созданная нами самими тем, что мы проецируем на своё тело нашу умственную болезнь. У проекции есть цель: она укрепляет предполагаемую «реальность» эго. Курс упоминает многие пути, которыми болезнь поддерживает эту цель:
а) Разум наказывает тело, чтобы смягчить ожидаемое наказание от Бога и таким образом узурпировать Его предполагаемую функцию (смотри Т-5.V.5:4-9);
б) Разум заставляет тело болеть, чтобы доказать, что он сильнее Бога, который может исцелять (смотри Р-5.I.1-2);
в) Разум наказывает тело, обвиняя его в «грехах», которые сам же заставил тело совершить (смотри Т-18.VI.6:1);
г) Разум наказывает тело в качестве наказания себя за свои предполагаемые грехи;
д) Разум создал тело из недуга разделения и проецирует этот недуг на тело (смотри Т-19.I.7:7);
е) Разум использует болезнь, чтобы продемонстрировать, что он отделён от блага, здоровья и Бога (смотри Т-28.V.1:1-5);
ж) Разум создал болезнь, чтобы отделить нас от других (смотри Уч-ч.I.137.1-2);
з) Разум заставляет тело болеть, чтобы показать, насколько другие обидели его (смотри Т-27.I.3-4);
и) Разум атакует тело, поскольку тело его не удовлетворяет его потребности (смотри Т-19.IV(Б).11:6);
к) Разум атакует тело, чтобы доказать, что тело реально (смотри Т-29.II.8:1-3), что мы — физические существа, а не духовные (смотри Уч-ч.I.136.7-8);
л) Разум атакует тело, потому что подозревает, что тело недостаточно реально для того, чтобы на самом деле осуществить его фантазии (смотри Т-18.VI.3:7);
3. Единственное истинное лекарство от болезни — не физическая медицина (хотя иногда её уместно использовать, смотри «магия»), а чудо, которое исцеляет все болезни на уровне формы, этим доказывая, что болезнь — это иллюзия (смотри Уч-ч.I.140).

Брат (brother)

Кто-то, подобный тебе, имеющий общего Отца с тобой. Все члены Сыновства, включая всё живое, братья. Иногда относится специфически к нашему партнёру по святым отношениям, особенно в главах 17-22 в Тексте. Называя нас всех «братья», Курс наполняет традиционное слово, относящееся лишь к родственникам мужского пола, глубоким и нетрадиционным содержимым, объемлющим всю реальность (смотри «он»). Термин «брат» в Курсе подразумевает, что под нашими внешними отличиями в поле, культуре, возрасте, статусе и даже биологическом виде кроется одна и та же суть. Он также подразумевает, что несмотря на наши мирские отношения родителей, детей, врагов и незнакомцев, мы на самом деле все братья друг другу, равные отпрыски одного и того же Отца. «...придя с единой целью: постичь, что любишь брата своего любовью брата. А раз он — брат, то и Отец его есть твой Отец, так же как в истине твой брат тебе подобен» (Т-31.II.10:5-6).
Брешь, малая брешь (gap, little gap)
Пространство между реальностью и твоими снами, через которое Бог перекинет мост в последнем шаге. Интервал между твоим разумом и разумом твоего брата, являющийся умственным промежутком, но символизируемый раздельными телами и физическим промежутком между вами. В этой воображаемой бреши вырастает целый мир, который является лишь коллекцией картин, спроецированных на туман, заполняющий брешь. Брешь наполнена бесконечными идолами и является источником болезни. Ты пытаешься объединиться с братом, встречаясь с его телом в бреши. Но настоящее объединение приходит из признания абсолютной пустоты бреши и её нереальности (смотри Т-28.VI.5:4). Смотри «разделение». Смотри Т-28.III.3-5, Т-28.V.7, Т-29.I.

Безумие (insanity)

Обычно:
Неуравновешенное состояние ума, при котором человек потерял связь с реальностью и ушёл в свой личный бессмысленный и беспорядочный мир.
КЧ:
Состояние каждого человека в мире, верящего в мыслительную систему эго, и из-за этого потерявшего связь с истинной реальностью и ушедшего в свой личный бессмысленный мир. В этом состоянии ты полностью изолирован и считаешь себя кем-то другим, боишься любви и любишь страх, слышишь и видишь призрачные фигуры, которых здесь нет; ты видишь лишь проекции своего расщеплённого разума, куда бы ты ни посмотрел (смотри Т-13.V.6), и веришь, что твои магические желания уничтожили Волю Бога. Эго основано на безумных идеях греха, гнева, атаки, вины, защиты, жертвы, наказания, страха и смерти (смотри Уч-чII.12.2). Мир — это проекция этого безумия (смотри Т-14.I.2:4-7). С перспективы эго, Бог и Его Любовь, покой и радость безумны. Оно пытается убедить тебя, что Он создал этот безумный мир и потому Он сам безумен. Зная, что сам ты не выберешься (поскольку ты безумен) Бог ответил на сумасшествие эго разумным Ответом, Святым Духом. Святой Дух — это отправная точка, из которой ты можешь оглянуться на сумасшествие и увидеть его безумным (смотри Т-13.III.6-10). Он подарит тебе здравый смысл, лекарство от безумия, которое возвращает отчасти нормальных в полный рассудок (смотри Т-21.V.8:8).

Благодарность (gratitude)

Признательность за полученное благо. Подходящий ответ реальности и её дарам. Важнейший аспект любви, приносящий радость и тем, кто её выражает, и тем, кто её принимает.
1. Состояние на Небесах, песнь Небес, которую мы поем Богу в благодарность за наше сотворение, и которую Он поёт нам в благодарность за то, что мы являемся его частью.
2. Здесь на Земле это подходящий ответ Богу, Святому Духу или Иисусу, который им не нужен, но нужен нам.
3. Наш надлежащий ответ братьям за то, кем они являются, независимо от их поведения (Т-12.I.6:2)
4. Ответ нам от тех, кого мы исцеляем, с которым наше исцеление возвращается к нам (смотри "свидетель")
5. Ответ Бога, Святого Духа или Иисуса нам за то, что мы позволяем им спасти наши разумы и помогаем им спасти мир. 
6. Под воздействием эго мы благодарны, когда другие жертвуют ради нас, и когда мы лучше других. И мы требуем благодарности от других, под угрозой того, что заберём свои дары им. 
Смотри Уч-ч.I.195, Уч-ч.I.197

Бог (God)

Коренное значение:
Всевышний, Творец, Отец и Мать, Источник всего сущего и Цель всех желаний.
Христианское значение:
Творец этого мира, Тот, Кто любит своих детей, но Чья справедливость требует, чтобы Он наказывал их за грехи, когда они отворачиваются от него, и Тот, Кто послал своего Сына умирать за их грехи.
КЧ:
Безмерный вечный Разум или Дух, который творит лишь нематериальные души, подобные Ему и единые с Ним, и Тот, Кто является чистой Любовью, без тени гнева или атаки (смотри Т-29.I.1:5). Бог не имеет пола (смотри «Он»), индивидуальности, формы (смотри Т-18.VIII.1:7) и границ. Но в каком-то смысле Он субъект, поскольку у Него есть Мысли, Воля и осознанность, и Он чувствует Любовь, покой и радость. Однако, в отличие от человеческих способностей и эмоций, это вечные внеформенные реалии, неизменяемые никогда (смотри «Мысли Божьи»). Бог только отдаёт и не утаивает ничего. Его дети — это Его радость, и Он желает им только счастья. Каждому Он даёт одни и те же дары: всю Его Любовь, всего Себя. Таким образом Он творит, отдавая Себя (смотри «творение»). Его творения получают свои жизни, свою поддержку и радость от Него. Божья воля слишком могущественна, чтобы иметь какие-либо противоположности или преграды. Следовательно, Его законы не могут быть нарушены. Когда казалось, что Его дети нападают на Него и опускаются до греха и зла (смотри «разделение»), Он не отвечал им тем же, Он знал, что они лишь уснули в Его Разуме, хотя Он не знал и не понимал, что за сон им снится, и кем они вообразили себя во сне. Вместо возмездия Он дал им Свой Ответ, Святого Духа, чтобы тот привёл их домой. Между тем Он ждёт их с Распростёртыми Объятиями, очень желая их возвращения. Он не прячется, Он полностью доступен. Его можно познать с помощью непосредственного опыта, называемого «откровение». Когда Его дети исцеляют свои разумы и прощаются со всем страхом перед Ним, Он спускается к ним и Сам поднимает их домой (смотри «последний шаг»).

«Божий Сын невиновен» ("God's Son is guiltless")

Резюме послания Курса, сделанное им самим, фраза, которую он называет центральной темой универсального курса (Р-1.3:5), единственная весть, данная всем учителям Божьим (Т-14.V.2.1) и единственное суждение Святого Духа (Р-10.2:9). Оно означает, что прощение всегда безусловно заслужено. Даже если кажется, что каждый виновен в том, что покинул Бога и нападал на своих братьев, греха не произошло, а в этом - доказательство отсутствия вины. Таким образом, каждый человек всё ещё часть единого Сына Божьего, един с Богом и с каждым другим человеком, в сохранности Его превосходного Царства. 
Смотри "Сын Божий". Смотри Т-31.I.7:8

Болезнь (sickness)

1.​ Болезнь разума. Это безумие, умственное недомогание, ложное мышление, то состояние ума, при котором он верит в разделение.
2.​ Физическая болезнь, созданная нами самими тем, что мы проецируем на своё тело нашу умственную болезнь. У проекции есть цель: она укрепляет предполагаемую «реальность» эго. Курс упоминает многие пути, которыми болезнь поддерживает эту цель:
а) Разум наказывает тело, чтобы смягчить ожидаемое наказание от Бога и таким образом узурпировать Его предполагаемую функцию (смотри Т-5.V.5:4-9);
б) Разум заставляет тело болеть, чтобы доказать, что он сильнее Бога, который может исцелять (смотри Р-5.I.1-2);
в) Разум наказывает тело, обвиняя его в «грехах», которые сам же заставил тело совершить (смотри Т-18.VI.6:1);
г) Разум наказывает тело в качестве наказания себя за свои предполагаемые грехи;
д) Разум создал тело из недуга разделения и проецирует этот недуг на тело (смотри Т-19.I.7:7);
е) Разум использует болезнь, чтобы продемонстрировать, что он отделён от блага, здоровья и Бога (смотри Т-28.V.1:1-5);
ж) Разум создал болезнь, чтобы отделить нас от других (смотри Уч-ч.I.137.1-2);
з) Разум заставляет тело болеть, чтобы показать, насколько другие обидели его (смотри Т-27.I.3-4);
и) Разум атакует тело, поскольку тело его не удовлетворяет его потребности (смотри Т-19.IV(Б).11:6);
к) Разум атакует тело, чтобы доказать, что тело реально (смотри Т-29.II.8:1-3), что мы — физические существа, а не духовные (смотри Уч-ч.I.136.7-8);
л) Разум атакует тело, потому что подозревает, что тело недостаточно реально для того, чтобы на самом деле осуществить его фантазии (смотри Т-18.VI.3:7);
3. Единственное истинное лекарство от болезни — не физическая медицина (хотя иногда её уместно использовать, смотри «магия»), а чудо, которое исцеляет все болезни на уровне формы, этим доказывая, что болезнь — это иллюзия (смотри Уч-ч.I.140).

Брат (brother)

Кто-то, подобный тебе, имеющий общего Отца с тобой. Все члены Сыновства, включая всё живое, братья. Иногда относится специфически к нашему партнёру по святым отношениям, особенно в главах 17-22 в Тексте. Называя нас всех «братья», Курс наполняет традиционное слово, относящееся лишь к родственникам мужского пола, глубоким и нетрадиционным содержимым, объемлющим всю реальность (смотри «он»). Термин «брат» в Курсе подразумевает, что под нашими внешними отличиями в поле, культуре, возрасте, статусе и даже биологическом виде кроется одна и та же суть. Он также подразумевает, что несмотря на наши мирские отношения родителей, детей, врагов и незнакомцев, мы на самом деле все братья друг другу, равные отпрыски одного и того же Отца. «...придя с единой целью: постичь, что любишь брата своего любовью брата. А раз он — брат, то и Отец его есть твой Отец, так же как в истине твой брат тебе подобен» (Т-31.II.10:5-6).

Брешь, малая брешь (gap, little gap)

Пространство между реальностью и твоими снами, через которое Бог перекинет мост в последнем шаге. Интервал между твоим разумом и разумом твоего брата, являющийся умственным промежутком, но символизируемый раздельными телами и физическим промежутком между вами. В этой воображаемой бреши вырастает целый мир, который является лишь коллекцией картин, спроецированных на туман, заполняющий брешь. Брешь наполнена бесконечными идолами и является источником болезни. Ты пытаешься объединиться с братом, встречаясь с его телом в бреши. Но настоящее объединение приходит из признания абсолютной пустоты бреши и её нереальности (смотри Т-28.VI.5:4). Смотри «разделение». Смотри Т-28.III.3-5, Т-28.V.7, Т-29.I.