Курс чудес

Всё, что ты делаешь, ты делаешь себе. (Курс чудес)
 

П

Память о Всевышнем (memory of God)

Наше воспоминание о райском состоянии единства с Богом; наше пробуждение к этому состоянию. Не воспоминание о прошлых событиях, а о текущем состоянии, которое всё ещё внутри нас, но отрицается (смотри Т-28.I.4:1-2). Это воспоминание может быть испытано в святой миг откровения (смотри Т-28.I.11:4-12:2), и начинает расти в наших разумах по мере приближения к концу путешествия (смотри Т-19.IV(Г).1:3-5). Но полностью и навсегда оно приходит лишь в последнем шаге (смотри У-чI.168.3), после того, как мы узрели лик Христа.


Песнь Небес (song of Heaven)

Радостный гимн любви и благодарности, которые все творения поют, восхваляя Бога (смотри Т-26.IV.3:5), и который Бог поёт, восхваляя нас (смотри Т-24.II.4:4-5). Песнь творения. Эта тихая внеформенная песнь является Райским состоянием (смотри У-чI.183.11). Называется «молитвенной песнью» в брошюре «Песнь Молитвы». Эта песнь отражена и предвосхищена в песне спасения, в которой Сыновство радостно воспевает свою признательность Небесам за наше спасение от эго.
Смотри Т-21.I.6-7.

План спасения/План Искупления (plan for salvation, plan for Atonement)

Божий план нашего пробуждения, начатый в момент разделения и отданный Святому Духу на исполнение. Он гарантированно работает, поскольку он был исполнен в тот же миг, в который был начат, несмотря на то, что его окончание, кажется, всё ещё в далёком будущем. Иисус был назначен ответственным за этот план, поскольку он был первым, кто совершенно выполнил свою собственную часть.
1.​ По содержанию план таков: прощать, смотреть за иллюзии (смотри У-чI.99.4-6), отпустить убеждённость в грехах других людей.
2.​ По форме этот план применяется к каждому человеку очень индивидуально, чтобы соответствовать его определённым нуждам.
3.​ Каждому человеку отведена часть этого плана (смотри «особая функция»). Его часть необходима плану (смотри У-чI.100); весь план зависит от этого. Его часть заключается в том, чтобы прощать и исцелять тех, кто послан ему. Таким образом, этот план использует тех, кто более пробуждён, чтобы освободить тех, кто крепче спит (смотри Т-1.III.3:3), и потому называется «планом учителей» (Р-1.2:10).
4.​ План включает все необходимые особенности для каждого человека: чтобы состоялись нужные контакты, были приняты нужные решения в каждой ситуации. Он гарантирует, что мы будем в нужном месте в нужное время (смотри У-чI.42.2). В нём нет случайностей.
5.​ Он, на самом деле, включает сценарий (написанный Святым Духом), который охватывает всё наше путешествие сквозь время и пространство (смотри У-чI.158.4:2).
6.​ Чтобы принять Божий план, мы должны отказаться от своих планов. План достижения счастья от эго вращается вокруг сохранения недовольства, являющегося эмоциональным требованием, чтобы другие изменились, а мы стали счастливы (смотри У-чI.71.2-4). Он является противоположностью Божьему плану прощения. Наши планы на будущее являются защитой от плана Святого Духа для нас, и блокируют нас от того, чтобы мы нашли свою роль в Его плане.
Смотри «Искупление», «Воля Божья».


Покой (peace)

Состояние отдыха, удовлетворения и наполненности, характеризуемое отсутствием войны, конфликта, беспокойства, вины и нужды.
1.​ Состояние вечности или знания, покоя Божьего, в котором есть вечная безмятежность и совершенная свобода от опасности, войны, вины или нехватки. Покой Божий основан на факте, что у Его Воли нет противоположности. Этот покой, испытываемый впервые, совершенно не похож на любой прежний опыт.
2.​ Состояние, близкое к Раю, являющемуся целью Курса (смотри Т-8.I.1:1-3), предваряющее миг, когда мы вспомним знание. Через прощение мы отказываемся от всей вины и атаки. Это приносит покой, не являющийся знанием, но не атакующий и не блокирующий знание. Таким образом, он позволяет знанию прийти в наш разум.
3.​ Эго пытается мешать покою, поскольку эго поддерживается атакой, войной и виной.
Смотри Р-11, Р-20.


Последний суд/судный день (Last/Final Judgment)

Христианство:
Последний суд Божий всех душ, в котором он решает, какие души достойны Рая, а какие навечно приговорены к аду.
Курс Чудес:
Последнее исцеление (а не последнее наказание), в котором мы судим все наши мысли, решая, какие из них ложные, а какие истинные, отвергаем ложные и сохраняем истинные. Этот суд осуществляет через нас Глас Божий, на основании того, что Он провозгласил: «ложь есть ложь, а истина останется навечно истиной» (У-чII.10.1:1), а также на основании Последнего Божьего Приговора, что мы — всё ещё Его святой Сын, вечно безгрешный, неизменный и невинный. Последний Суд является коллективным процессом (хотя люди несомненно могут пройти его до того, как Сыновство в целом придёт к нему; смотри Т-2.VIII.2:8), за которым немедленно следует Второе Пришествие, и который предваряют конец мира и последний шаг.
Смотри Т-2.VIII, Т-26.III.4, У-чII.10, Р-15.


Последний шаг (final or last step)

Наше последнее пробуждение к Раю, в котором сам Бог поднимет нас домой. То, что полностью восстанавливает в нас память о Всевышнем. Наша работа - с помощью Святого Духа поддерживать состояние совершенного правильного мышления и истинного восприятия, в котором мы не храним ни следа неприятия (или страха перед) блаженного состояния. Хотя даже после этого останется брешь между нашим восприятием и знанием, которую мы не можем перекрыть. Бог будет тем, Кто перекроет брешь, спустившись к нам, чтобы поднять нас на Небеса. Он сделает это в тот миг, когда у нас не останется сопротивления перед Раем — и нам не надо ждать Его или своих братьев. Мы не играем роли в этом шаге, потому что не мы забираем себя на Небеса, в первую очередь. Кроме того, возвращение нас в Рай некоторым образом то же самое, что и принесение нас на Небеса вначале. Таким образом, последний шаг парадоксально выполняется первым шагом — нашим сотворением Богом (смотри Т-13.VIII.3).
Смотри Т-7.I.6-7, Т-18.IX.10.


Постижение/обучение чему-либо (learning)

Обычно:
Получение данных или информации. Курс критикует это определение: « Довольно трудно обучить разум тысячам тысяч чуждых ему имен. Но в этом ты и видишь смысл обучения...» (У-чI.184.5:2-3).
Курс Чудес:
Овладение базисной системой мышления, которая направляет наши мысли, восприятие, чувства и поведение. Способность, развитая благодаря эго, используемая Святым Духом, чтобы освободить нас от эго. В первую очередь относится к постижению системы мышления Святого Духа о чудотворном мышлении, что является целью обучения этому курсу чудес. На пути к этой цели Святой Дух использует мир, время, тело, чудо, святой миг и пример Иисуса как пособия и средства обучения. Чтобы достичь этой цели обучения, надо разучиться всему, во что мы верим сейчас. «Строго говоря, они помогают разучиться тому, что приобретено мирским "истинным обучением"» (Р-4.X.3:7).
Смотри «учебный план» и «обучение кого-либо».


Правильное/верное мышление (right mind, right-mindedness)

Примечание переводчика:
Каждый из этих терминов объясняется в словаре отдельно, но поскольку переведены на русский они одинаково, то оба объяснения я привожу здесь.
Обычно:
Состояние благоразумия и пристойности, в котором человек может находиться.
Курс Чудес:
Состояние разума и место в разуме, являющееся полностью нормальным. Прибежище Святого Духа, состояния верного мышления, прощения и чудес. Оно все еще находится внутри разделенного ума, но является решением проблемы разделения. Этот уровень разума полностью неосознан, за исключением кратких случайных озарений. И нашей целью будет сделать его нашим нормальным осознанным состоянием разума.
Смотри Т-5.I.3:3-6.
Состояние разума, в котором находится наше спасение. Ответ на ложное мышление, ведущий к Единомыслию. Состояние разума, в котором должен находиться чудотворец, чтобы распространять чудеса к другим (смотри «принять Искупление для себя»). «Верное мышление слышит Святого Духа, прощает мир и через видение Христа на месте этого мира видит реальный мир» (О-1.5:2). Используется только в первых четырех главах Текста и поясняется в «Объяснении терминов».
Смотри Т-2.V.3-4.

Призрачные фигуры (shadow figures)

Тёмные мысленные образы или воспоминания о людях из нашего прошлого, которые не выполнили роли, отведённые им нами. Мы пытаемся воссоздать заново наше прошлое с ними в настоящем, и на этот раз отплатить им той же монетой, отомстить им. Мы делаем это, создавая особые отношения с людьми, которые напоминают нам наши призрачные фигуры. Мы пытаемся получить от этих новых людей то, что нам не дали призрачные фигуры, то, что, как нам кажется, они украли у нас. В настоящем, следовательно, мы на самом деле взаимодействуем с воспоминаниями, а не с текущими партнёрами.
Смотри Т-13.IV.6, Т-13.V.2-6, Т-17.III.1-3, Т-29.IV.5:6.


Принести тьму к свету, привести иллюзии к истине (bring darkness to light, illusions to truth)

Вынесение наших темных тайных эгоистичных убеждений из подсознания к полному осознанию для встречи со светом Святого Духа или здравого смысла. В нем наши иллюзии будут рассеяны, так как свет автоматически рассеивает тьму (смотри Т-2.II.1:14). «Принести» означает «увидеть с точки зрения» или «увидеть в свете». Мы приносили истину к иллюзиям и видели истину с точки зрения иллюзий (смотри У-чI.107.5:3-4). Теперь мы должны обратить этот процесс. Нашей работой будет не приносить свет, что подразумевало бы, что мы отделены от света, и нам требуется создать его или заслужить. Наша работа лишь в том, чтобы приносить нашу тьму Святому Духу, а Он будет Тем, кто приносит свет. Мы спрятали тьму наших эго за стенами отрицания, что Курс описывает метафорически как мрачные двери в наших разумах, охраняемые стражами тьмы (смотри Т-14.VI.2:5,8:4). Поскольку тьма автоматически исчезает в свете, не наша тьма держит нас вдали от Бога, а то, что мы скрываем ее за мрачными дверьми. Как только мы принесли ее к свету, мы можем выполнять нашу функцию принесения света к тьме мира, точно как это делает Святой Дух (смотри Т-18.III.7:1-3).
Смотри Т-14.VII.6, Т-14.IX.1-2, Т-14.VI.4.


Принять искупление для себя

Принятие — это исцеление твоего собственного мышления, принятие верного мышления в своём разуме (даже если на краткий период времени), что ведёт прямо и автоматически к распространению исцеления к другим. Принятие исцеления — это предварительное условие распространения исцеления, ибо ты должен иметь прежде, чем сможешь отдать. Это принятие — единственная ответственность чудотворца. Поскольку как только Искупление разрешено в своём разуме, оно автоматически распространится через тебя и принесет чудеса другим (если только ты не остановишь его). Таким образом, вместо того, чтобы подразумевать, что другие не имеют никакого отношения к тебе, эта идея говорит тебе о том, как ты можешь быть действительно полезным для них. Ты можешь принять Искупление, изменив восприятие себя или других, а также объединившись со своим партнёром в святых отношениях. (Смотри T-22.VI.4:4-5:3. T-2.V.5:1, M-7.3:2-6).


Причастие, общность (communion)

Примечание переводчика:
Это слово практически везде переведено как «общность», хотя, видимо, «причастие» было бы точнее.
Христианство:
Таинство, в котором хлеб и вино вкушаются как символы тела и крови Иисуса в знак того, что Иисус умер за наши грехи на кресте.
Курс Чудес:
Общение, объединение или совместное использование разумов. Иисус утверждает, что не стал бы делиться с нами телом, потому что это бессмысленно, и что его смерть была не расплатой за грехи (смотри «распятие» и «Искупление»). Он говорит, однако, что он будет делиться с нами своим разумом, в святой миг и в святых отношениях.
Смотри Т-7.V.10:7-12, Т-19.IV(A).16-17.

Причина и следствие (cause and effect)

Основной закон разума, закон продолжения, в котором причина продолжает себя вовне в виде следствия, схожего с причиной. Порождение следствия делает причину реальной и продолженной. Изменение может быть внесено на уровне причины, а не следствия. Следствие не может измениться и сотворить свою собственную причину, как настаивает эго.
1.​ Бог является Причиной, а Его Сын — Его Следствием (смотри Т-2.VII.3:11).
2.​ Эго, однако, пытается поменять местами следствие и Причину, провозглашая, что ты, следствие, являешься своей собственной причиной, и что Бог на самом деле является твоим следствием (смотри «проблема авторитета»).
3.​ Внешний мир является всего лишь следствием твоего разума. Единственным значительным исцелением, следовательно, будет исцеление причины — изменение твоего разума.
4.​ Эго опять пытается поменять местами следствие и причину, говоря тебе, что твой мир и твое тело — твои причины, а ты — их следствие (смотри «проекция»). Таким образом оно советует тебе решать свои проблемы, меняя внешние ситуации, обстоятельства и других людей (смотри «магия»).
5.​ Поскольку эго не производит реальных последствий, оно не может быть причиной. Вот почему у эго нет реальной «движущей силы» - оно не является движущим и причинным (смотри Т-11.V.3).
6.​ Ты доказываешь, что эго твоего брата нереально, когда ты показываешь, что оно не оказало на тебя никакого влияния (смотри «неуязвимость»).
7.​ Когда через тебя происходит чудо, исцеляющее другого, это следствие становится свидетельством того факта, что в тебе есть Причина исцеления. Смотри «идеи не покидают свой источник».
Проблема авторитета (authority problem)
Обычно:
Наша проблема с другими людьми, обладающими властью над нами, произрастающая из нашего желания самим принимать решения.
Курс Чудес:
Наша проблема с тем фактом, что Бог - наш создатель, и наша попытка быть создателями самих себя, узурпировать власть, трон, место и функцию Бога. Эта попытка, которая по нашим представлениям была серьезной атакой на Бога или убила его, является скрытым источником всего чувства вины. При разделении мы отвергли его в роли Творца и попытались стать творцами вместо Него. Мы пытались сотворить самих себя и даже сотворить Бога (смотри Т-21.II.10:4). Однако, мы преуспели лишь в создании образа себя, нашего эго. Теперь мы верим, что можем изменить себя (наша форма сотворения себя), меняя свой образ. Обычно проблема авторитета (власти) вытекает из того, что мы проецируем это убеждение (о сотворении себя самого) на другого человека, что ведет нас к страху, что он или она может забрать нашу функцию сотворения себя и сможет упражняться в творческой власти над нами, сможет изменять нас против нашей воли. Все это, однако, лишь иллюзия. Поскольку мы не создавали себя, ни мы не имеем власти над тем, чем мы являемся, ни другие люди. Мы не узурпировали Божью власть и не имеем причин для вины (смотри "Я таков, каким меня Всевышний сотворил").
Смотри Т-3.VI.7-8, Т-11.В.2.


Продолжение (extension)

Основной закон и естественная движущая сила разума, по которому идеи в разуме выражаются вовне (при этом не покидая разум), порождая следствия, соответствующие их природе и подобные им. Затем разум наблюдает и испытывает эти следствия. Через этот процесс порождения следствий исходные идеи разума подкрепляются, выполняются и растут. В двух словах, идеи разума становятся его выражением, а это выражение становится его опытом.
1.​ На Небесах Бог продолжает Свою Волю, Свою Любовь, чтобы творить Своего Сына, Христа (смотри «творение»).
2.​ На Небесах наша функция также продолжать себя.
3.​ На земле мы продолжаем или проецируем наши мысли вовне. В результате то, что мы думаем, становится тем, что мы воспринимаем, а то, что мы воспринимаем, становится тем, во что мы верим (смотри «проекция рождает восприятие»).
4.​ Наша функция на земле — продолжать любовь, прощение и исцеление к другим. Простое восприятие других прощенными является продолжением к ним, пусть даже мы использовали наше тело для активного общения в процессе прощения. Через их исцеление мы усиливаем наше собственное исцеление (смотри «давать/получать», «спаситель» и «свидетельство»).
5.​ Под влиянием эго продолжение искажается и принимает форму проекции. Из-за этого искажения мы не видим связи между мыслями в наших разумах и тем, что мы видим вокруг. Продолжение объединяет многие идеи Курса.
Смотри «причина и следствие», «общение», «творения», «идеи не покидают свой источник», «законы», «создавать/делать», «чудо», «особая функция», «обучение кого-либо», «воля».


Проекция (projection)

Искаженное использование прощения от эго, которое, кажется, меняет местами причину и следствие. Главная защита разделения, которая поддерживает его (смотри T-6.II.1:5). При продолжении идея исходит прямо из нашего разума, не покидая его и, таким образом, связывает наш разум с теми, к кому мы тянемся. При проекции мы пытаемся выкинуть идею из нашего разума в предположительно внешний мир. Это заставляет идею казаться не связанной с нами и объективно реальной; не следствием нас самих, а независимой причиной, обладающей властью над нами. Таким образом, боль, причиненная нам нами же самими, теперь кажется причиненной нам другими людьми (смотри T-7.VII.8-9). Проекция, таким образом, скрывает тот самый закон, к которому она применима: наши собственные мысли создают наше восприятие и опыт (смотри "проекция рождает восприятие").
1. При разделении мы проецируем наше убеждение в разделённости наружу, этим самым создавая наш мир. Мир разделения теперь кажется объективной реальной причиной, обладающей властью над нами, а не нашей собственной проекцией иллюзий (смотри T-18.I.5-6).
2. Теперь мы используем проекцию в попытке избавиться от нашего чувства вины. Она принимает форму обвинения других. Тем не менее это создаёт больше вины и порождает восприятие, при котором мир, кажется, готов отомстить нам за нашу атаку на него (смотри У-чI.22.1). Другими словами, мы боимся, что наши проекции вернутся в наш разум (смотри T-7.VIII.2-3). Проекции, следовательно, это средство эго не для избавления нас от вины, а для отягощения нашей вины и увеличения страха.
3. Проекция порождает наш страх перед Богом (наряду с такими связанными с ним убеждениями, как традиционная интерпретация распятия; смотри Т-3.I.3:8). Мы проецируем на Бога наше убеждение, что мы виновны, и нам кажется, что Он тоже верит в нашу вину и хочет наказать нас из-за этого. Мы считаем, что он осуществляет это через атаку и бедствия, которыми мир карает нас (смотри У-чI.153.7:3).


«Проекция рождает восприятие» ("projection makes perception")

Теория Курса о восприятии, которая противоположна общему убеждению, что причиной восприятия является что-то внешнее. Кажется, что внешние объекты посылают через ощущения информацию в наш мозг, якобы порождая наше восприятие их. И всё же наше восприятие рождается внутри. С течением времени мы выстраиваем свои убеждения о реальности. Эти убеждения направляют наше внимание, заставляя наш взгляд искать то, что соответствует уже существующим категориям (Р-8.4). Как только мы находим это, наши убеждения направляют нашу интерпретацию их, и эта интерпретация становится нашим восприятием (смотри Т-11.VI.1-3). Таким образом, наше восприятие становится проекцией наших убеждений, посредством избирательного фокуса внимания и субъективной интерпретации. В итоге, то, что мы видим, становится просто зеркалом, отражением нашего состояния разума.
Смотри "восприятие", "проекция". Смотри Т-13.V.3:5, Т-21.В.1:1


Просьба о любви/помощи (call for love/help)

Реальная природа атаки. Атака кажется грехом, но на самом деле она — просьба о любви или помощи. Наши разумы, будучи отделенными от Бога, желают только любви. Таким образом, эго пытается убедить нас атаковать других, обещая, что эта атака принесет нам любовь в какой-либо форме. Вместо любви, однако, мы находим боль. Атака, следовательно, является ошибочным способом поиска любви. А ошибки по сути являются просьбами об исправлении. Они просят о немедленной помощи, помощи найти любовь, которую мы искали, и помочь освободиться от нашего неэффективного способа ее поиска. Вся эта концепция принимает много форм:
1.​ Атака — это просьба о любви (смотри Т-14.X.7:1-2).
2.​ Атака — это просьба о помощи, или исправлении, или исцелении (смотри Т-12.I).
3.​ То, что мы называем грехом, является лишь ошибкой или заблуждением (смотри Т-19.II-III).
4.​ В начале Текста о грехе говорится, как о недостатке любви, в противоположность идее несомненного акта зла или нападения (смотри Т-1.IV.3:1-3, Т-5.V.4:10).
Смотри «разум не в состоянии нападать».


Прощение (forgiveness)

Обычно:
Освобождение другого человека от наказания, которого он заслуживает за то, что согрешил против тебя. Согласно Курсу, такое прощение не может прощать, поскольку оно провозглашает, что другой согрешил и потому достоин порицания (твоего и своего собственного). Оно также утверждает, что ты более свят, чем он, поскольку он согрешил, а ты простил его. 
Смотри Т-27.II.2:8.
Курс Чудес:
Освобождение твоего разума от неверного восприятия, что другой согрешил против тебя и заслуживает наказания. Освобождение другого не от того, что он сделал, а от того, «что он не совершал» (Т-17.III.1:5), от твоей ложной интерпретации его поступков. Это может считаться прощением, поскольку оно освобождает твой разум от обиды, а другого человека - от обвинений в грехе и вины. Логическим обоснованием прощения является нереальность греха. Грех - это неверное восприятие атаки. У атаки нет силы причинить реальный вред (смотри "разум не в состоянии нападать"), поскольку то, что реально (в тебе или в том, кто "нападает" на тебя) нельзя испортить или изменить каким-либо образом. Последним логическим обоснованием прощения является то, что "никакого разделения не было" (Т-6.II.10:7, смотри "Искупление"), что "я таков, каким меня Всевышний сотворил" и что "Божий сын невиновен". Атака, соответственно, не имеет последствий. Она - безвредная ошибка, просьба о любви. Таким образом, тебя задела не атака другого человека, а твое ошибочное восприятие его атаки. Прощение позволяет неверному восприятию уйти. В итоге это исцеляет другого человека от чувства вины, и даже может исцелить его тело. Оно также исцеляет твой разум от чувства вины и страха, поскольку они возникли из твоего гнева и обиды. Оно также исцеляет тебя от твоего чувства отделенности, поскольку оно убирает восприятие греховности, которое заставило тебя отвернуться от твоего брата. Прощение является источником продолжения и путем к объединению. Прощение есть спасение. Оно является центральной темой Курса и (согласно Курсу) всего плана спасения Святого Духа. 
Смотри У-чII.1.


Путаница в уровнях (level confusion)

Смешивание трех уровней духа, разума и тела, считая, что исправления применимы к любому другому уровню, кроме разума. Дух не нужно исправлять, поскольку он не может быть в ошибочном состоянии и не может быть затенен ошибками разума. Тело не может совершать ошибки (поскольку у него нет своей воли) и не имеет силы ни повредить разум, ни сделать его счастливым. Разум — единственный уровень, которому нужно исправление, коррекция его ошибочного мышления. Магия представляет собой путаницу в уровнях, а чудо — средство ее отмены (смотри Т-2.IV.2). Этот термин встречается лишь в первых двух главах Текста. Смотри Т-2.IV.1.